Главный ученый секретарь президиума РАН заявил о возросшей в два раза “утечке мозгов”
Число эмигрировавших высококвалифицированных специалистов выросло с 20 тыс. в 2013 году до 44 тыс. в 2016 году, рассказал главный ученый секретарь президиума РАН Николай Долгушкин.
«С 1990 года количество исследователей в стране уменьшилось в 2,7 раза, а среднегодовое сокращение персонала, который занимается исследованием и разработками, с 2000 года составляет 1,3% в год», — указал Долгушкин.
«Ситуация осложняется продолжающейся и даже возросшей в последние годы утечкой человеческого капитала. Число эмигрировавших высококвалифицированных специалистов в 2013 году выросло с 20 тыс до 44 тыс в 2016 году», — подчеркнул он. Отдельно Долгушкин заметил, что количество ученых снизилось и в институтах Федерального агентства научных организаций (ФАНО). За последние три года их число уменьшилась с 69,5 тыс. до 67 тыс. Процент сотрудников со степенью докторов наук упал с 13,8% до 13%, а кандидатов — с 31,7% до 30%. «И остается серьезная возрастная проблема. Хотя доля исследователей в возрасте до 39 лет выросла с 41% до 43,3%, средний возраст исследователя превысил 50 лет, а каждый третий достиг пенсионного возраста», — указал Долгушкин.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/29/03/2018/5abcc9f59a7947e576977387?from=newsfeed
Отметим также, что с 2010 года сократилось число образовательных организаций с 1115 до 818, то есть на 30%. Число профессорско-преподавательского состава с 356,8 до 261,0 тыс. человек, что составляет примерно 30% сокращения.
Образовательные организации высшего образования и научные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры
Годы | Число организаций | Численность студентов – всего, тыс.человек | в том числе по формам обучения | На 10 000 человек населения приходилось студентов | ||
очная | очно-заочная | заочная | ||||
2010/2011 | 1115 | 7049,8 | 3073,7 | 304,7 | 3557,2 | 493 |
2011/2012 | 1080 | 6490,0 | 2847,7 | 263,4 | 3289,7 | 454 |
2012/2013 | 1046 | 6075,4 | 2724,3 | 229,7 | 3051,4 | 424 |
2013/2014 | 969 | 5646,7 | 2618,8 | 189,2 | 2838,6 | 393 |
2014/2015 | 950 | 5209,0 | 2575,0 | 158,5 | 2475,5 | 356 |
2015/2016 | 896 | 4766,5 | 2379,6 | 149,1 | 2237,8 | 325 |
2016/2017 | 818 | 4399,5 | 2403,0 | 124,2 | 1872,3 | 300 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017 – 686с.
Численность профессорско-преподавательского персонала в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (тысяч человек)
2010/2011 | 2014/2015 | 2015/2016 | 2016/2017 | |
Численность профессорско-преподавательского персонала – всего | 356,8 | 299,8 | 279,8 | 261,0 |
в том числе имеют: | ||||
ученую степень | ||||
доктора наук | 44,0 | 44,1 | 42,4 | 40,3 |
кандидата наук | 185,5 | 169,2 | 160,0 | 149,8 |
ученое звание | ||||
профессора | 35,8 | 33,1 | 30,7 | 28,5 |
доцента | 115,7 | 106,7 | 100,3 | 94,6 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017 – 686с.
- РЕКОМЕНДУЕМ
Бесплатное участие
III Международный конкурс лучших практик образования “PROобучение 2024”
1 января–31 декабря 2024
Ничего удивительного спрос на образовательные “услуги” упал в 2 раза, вот и получили отток по ППС, однако в масштабах отдельных вузов отток ППС сопровождается притоком вспомогательного персонала, обслуживающие кадры увеличиваются на глазах, на каждого преподавателя приходится по 3-5 проверяющих в среднем.
Отличная кадровая работа! Они добились успехов!
Ага, у нас в универе остались только те, кто из себя ничего не представляет. Все, кто что-то мог, устроились по разному, но в целом успешнее. Смешно говорить, но обычный менеджер по продаже рекламы на радио больше получает, чем профессор. О чем жалеть? За идею пусть ректор работает и те, кому он платит!
А что тут такого – все закономерно, по-моему. Решили подсократить, приняли меры по самовыживанию (проверки, поиск ошибок бывшего руководства, куча бумажек, сокращение нагрузки, в том числе искусственное, переселение из места в место, частая смена руководства, понижение зарплат, травля и прочие фигни на рабочем месте, методов много, благо западные психологи поработали хорошо). Эти меры были направлены на выживание любым (естестественным и неестественным) старых кадров, слабых кадров, а получили случайно обратный эффект, сильные не стали бороться ))) у молодежи вся жизнь впереди, глупо тратить её на борьбу с ветряными мельницами. Есть такой непреложный закон: без разницы где и на что тратить время, просто за это же самое время любой человек может получить любой результат. Мои коллеги ушли в бизнес – первые 2-3 не просто, да и в РАН мёдом не мажут ))) сейчас имеют 2 производственные фирмы с оборотом в 50 миллионов. А в РАН их просят вернутся и не бросать науку 🙂 да, вот только отоношение уже не то, даже здороваться не охота ….
А мозги то думать начали! Молодцы!
Мда, не чисто тут все. Объявляю сокращение, а потом рассказываю об “утечке мозгов”. Они там в своем уме? Ученый должен воздух есть? Люди, в первую очередь, хотят нормально жить! Нечего мудрить и рассказывать сказки, а то заведут свою шарманку, что интеллигенция не ругается матом и какает исключительно фиалками.
У нас тоже в вузе сократили ППС раза в 2. Тихой сапой делая свое дело, остались все неостепененные, непонятные и очень слабые. Борьба с профессурой в полном ходу.
Сейчас товарищ из ФАНО займётся вашими делами. Академию наук взяли за основу для пробы, теперь методы будут применены на всём образовании в вышке. Есть кстати статьи по поводу того, что «на академию наук упал метеорит». Почитайте будет яснее.
А что метеорит упал выборочно? Только на главный корпус?
Работайте над собой и ищите лучшие предложения.